- Регистрация
- 19 Окт 2018
- Сообщения
- 26,132
- Реакции
- 4,219
Сделать простую и удобную карту релевантности сайта – DONE
Все, кто работал с SEO-продвижением, не раз слышал утверждения: «Сайту нужно семантическое ядро (СЯ)», «Нет семантического ядра – нет и продвижения», «СЯ – это основа сайта» и т.д. и т.п. Вскоре начали говорить, что СЯ – это, конечно, хорошо, но нужна ещё и «карта релевантности» (она же карта перелинковки, карта вхождения ключевых запросов). Но с определением этого понятия творится какая-то неразбериха. Даже подробные гайды по составлению карты релевантности от ведущих агентств ясности не добавляют. Сложно понять, как с тем, что они показывают в примерах, можно работать системно.
В статье мы поделимся нашим видением этого инструмента и опытом разработки.
Что о карте релевантности говорят в интернете?
Об этом инструменте написано мало, одно из наиболее полных определений можно найти на сайте агентства Текстерра:
Посмотреть вложение 33820
Зачем нужна карта релевантности?
В том же источнике читаем:
Наш вариант карты релевантности
В начале определимся с тем, что нам нужно в этом документе:
1. Совместное редактирование. Документ должен иметь возможность правки несколькими сотрудниками.
2. Фильтрация. В карте представлено много разных данных, а значит, без фильтрации и сортировки никуда.
3. Наглядность общей структуры сайта. Это значит, что в карте понятно, какой запрос к какому разделу и подразделу сайта относится.
4. Полная информация о семантике. Частотности, страницы на сайте, метатеги, расположение согласно разделам сайта – удобно всё это видеть в одном месте.
Первое требование легко решается с помощью Google SpreadSheet. Волшебный инструмент для совместного редактирования делает почти всё то же самое, что и Эксель, но ещё и в режиме онлайн.
Соответствовать остальным пунктам сложнее. Для этого придётся обратиться к теории реляционных баз данных
Работа с фильтрацией
Чтобы удобно работать с фильтрацией (повторимся, без этого нет смысла использовать таблицы! Пишите в блокноте – разницы не почувствуете) необходимо иметь таблицу в нормализованном виде, в данном случае это «1 нормальная форма».
Таблица находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда ни одна из ее строк не содержит в любом своем поле более одного значения и ни одно из ее ключевых полей не пусто.
Проще говоря, таблица не должна иметь составных полей и пустых важных полей. В любой строке таблицы вам должно быть понятно к чему относятся отраженные в ней данные.
Это делается легко, и выглядит примерно так:
Посмотреть вложение 33821
В этом случае мы можем использовать стандартную фильтрацию и сортировку. Каждая строка в отдельности содержит все необходимые данные для ее идентификации. В выделенной строке понятно, что запрос “бктп” относится к группе “БКТП”, которая, в свою очередь, относится к разделу “Оборудование”. Запрос имеет частотность 255.
Наглядность общей структуры сайта
Для этого построили сводную таблицу по исходным данным. Ниже представлен маленький ее кусочек.
Посмотреть вложение 33822
В агентстве мы постоянно работаем с картой, поэтому быстро поняли, что такой вариант – не вариант. И вот почему.
В одном документе нужно хранить много разных данных, но все они относятся к двум разным сущностям. Например, частотность относится к каждому запросу в отдельности, а вот url страницы относится к группе запросов. И чтобы в таблице все было правильно, приходится для всех запросов, относящихся к одной странице, указывать один и тот же url. Копирайтеру и менеджеру проекта важна карта в разрезе страниц сайта, а для SEO-оптимизатора важнее ключевые слова. Короче нестыковочка.
Посмотреть вложение 33823
Получается вот такой ад
Разрываясь между представлением данных «одна строчка – один запрос» либо «одна строчка – одна страница», мы нашли ну просто изумительное, на наш взгляд, решение. Объединив два уровня абстракции в одной таблице с помощью скриптов, мы сделали нашу карту релевантности двуликой, так сказать. Появилось два варианта представления карты. Опишу каждый из них подробно, чтобы было понятно, как это сделано и для чего.
Первое представление «Одна строка – один запрос»
Если мы работаем на уровне запросов, то наша карта выглядит так:
Посмотреть вложение 33824
Это представление «Одна строка – один запрос». Вся информация указана для каждого конкретного запроса. Мы можем сортировать, фильтровать их, делать все что угодно.
Здесь есть ряд фишек, которые делают её безумно удобной:
Представление «Одна строка – одна страница»
Повторюсь, что предыдущее представление прекрасно подходит для работы с запросами, но как только нам необходимо добавить данные, относящиеся к странице, то возникает неудобство. И тут на помощь приходит представление «Одна строка – одна страница». Пишем небольшой скрипт, выбираем в меню Гугл таблиц пункт «Сгруппировать».
Посмотреть вложение 33826
Скрипт перебирает строки в нашей таблице и группирует все данные для каждого URL. Получается следующий вид:
Посмотреть вложение 33827
В этом виде данные указаны для каждого URL, то есть для каждой страницы.
Здесь:
Таким образом, в одном файле все участники процесса видят сделанное и запланированное.
Если же нам понадобилось вернуться к представлению «Один строка – один запрос», но мы жмем «Разгруппировать» и возвращаемся к предыдущему виду
Посмотреть вложение 33829
Что мы получили в итоге?
У нас получилась многоуровневая карта релевантности, которая:
Все, кто работал с SEO-продвижением, не раз слышал утверждения: «Сайту нужно семантическое ядро (СЯ)», «Нет семантического ядра – нет и продвижения», «СЯ – это основа сайта» и т.д. и т.п. Вскоре начали говорить, что СЯ – это, конечно, хорошо, но нужна ещё и «карта релевантности» (она же карта перелинковки, карта вхождения ключевых запросов). Но с определением этого понятия творится какая-то неразбериха. Даже подробные гайды по составлению карты релевантности от ведущих агентств ясности не добавляют. Сложно понять, как с тем, что они показывают в примерах, можно работать системно.
В статье мы поделимся нашим видением этого инструмента и опытом разработки.
Что о карте релевантности говорят в интернете?
Об этом инструменте написано мало, одно из наиболее полных определений можно найти на сайте агентства Текстерра:
Вот как это выглядит у них:Карта релевантности – это файл в формате .excel, который создают наши специалисты отдела продвижения перед началом работ по продвижению. Карта релевантности – это, по сути, семантическое ядро, натянутое на структуру сайта. Помимо этого, карта релевантности содержит информацию о:
– Перелинковке, т.е. внутренних ссылках со страницы-донора на страницу-акцептор (отражаются ссылки, которые уже существуют и которые только будут проставлены в ходе работ в будущем).
– Релевантности таких элементов, как H1, Title, Description.
Посмотреть вложение 33820
Зачем нужна карта релевантности?
В том же источнике читаем:
Все, что сказано, верно, но смотрим на пример карты выше и совершенно не понимаем, как с этим инструментом можно работать системно:К этому документу постоянно обращаются при работе наши SEO-оптимизаторы и копирайтеры. Благодаря ему не возникает путаницы и случайных ошибок, не появляются разделы, релевантные тем или иным ключам, которые должны присутствовать совсем на других страницах. Например, релевантной страницы еще нет, но она уже отображена в плане, и мы знаем, что на другой странице нельзя «накачивать» текстовую релевантность по ключам, которые «забронированы» другой, пока еще не существующей, страницей.
- Как его использовать нескольким сотрудникам? Если это Excel, то для синхронизации изменений придется вводить отдельную должность “Синхронизатора”.
- Как производить сортировку и фильтрацию? Сама структура документа не предполагает фильтраций, а ведь это очень важно, когда работаешь с массивом данных.
- Как понять, какая семантика к какому разделу сайта принадлежит?
- Как выделить приоритетные страницы для работы?
Наш вариант карты релевантности
В начале определимся с тем, что нам нужно в этом документе:
1. Совместное редактирование. Документ должен иметь возможность правки несколькими сотрудниками.
2. Фильтрация. В карте представлено много разных данных, а значит, без фильтрации и сортировки никуда.
3. Наглядность общей структуры сайта. Это значит, что в карте понятно, какой запрос к какому разделу и подразделу сайта относится.
4. Полная информация о семантике. Частотности, страницы на сайте, метатеги, расположение согласно разделам сайта – удобно всё это видеть в одном месте.
Первое требование легко решается с помощью Google SpreadSheet. Волшебный инструмент для совместного редактирования делает почти всё то же самое, что и Эксель, но ещё и в режиме онлайн.
Соответствовать остальным пунктам сложнее. Для этого придётся обратиться к теории реляционных баз данных
Работа с фильтрацией
Чтобы удобно работать с фильтрацией (повторимся, без этого нет смысла использовать таблицы! Пишите в блокноте – разницы не почувствуете) необходимо иметь таблицу в нормализованном виде, в данном случае это «1 нормальная форма».
Таблица находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда ни одна из ее строк не содержит в любом своем поле более одного значения и ни одно из ее ключевых полей не пусто.
Проще говоря, таблица не должна иметь составных полей и пустых важных полей. В любой строке таблицы вам должно быть понятно к чему относятся отраженные в ней данные.
Это делается легко, и выглядит примерно так:
Посмотреть вложение 33821
В этом случае мы можем использовать стандартную фильтрацию и сортировку. Каждая строка в отдельности содержит все необходимые данные для ее идентификации. В выделенной строке понятно, что запрос “бктп” относится к группе “БКТП”, которая, в свою очередь, относится к разделу “Оборудование”. Запрос имеет частотность 255.
Наглядность общей структуры сайта
Для этого построили сводную таблицу по исходным данным. Ниже представлен маленький ее кусочек.
Посмотреть вложение 33822
В агентстве мы постоянно работаем с картой, поэтому быстро поняли, что такой вариант – не вариант. И вот почему.
В одном документе нужно хранить много разных данных, но все они относятся к двум разным сущностям. Например, частотность относится к каждому запросу в отдельности, а вот url страницы относится к группе запросов. И чтобы в таблице все было правильно, приходится для всех запросов, относящихся к одной странице, указывать один и тот же url. Копирайтеру и менеджеру проекта важна карта в разрезе страниц сайта, а для SEO-оптимизатора важнее ключевые слова. Короче нестыковочка.
Посмотреть вложение 33823
Получается вот такой ад
Разрываясь между представлением данных «одна строчка – один запрос» либо «одна строчка – одна страница», мы нашли ну просто изумительное, на наш взгляд, решение. Объединив два уровня абстракции в одной таблице с помощью скриптов, мы сделали нашу карту релевантности двуликой, так сказать. Появилось два варианта представления карты. Опишу каждый из них подробно, чтобы было понятно, как это сделано и для чего.
Первое представление «Одна строка – один запрос»
Если мы работаем на уровне запросов, то наша карта выглядит так:
Посмотреть вложение 33824
Это представление «Одна строка – один запрос». Вся информация указана для каждого конкретного запроса. Мы можем сортировать, фильтровать их, делать все что угодно.
Здесь есть ряд фишек, которые делают её безумно удобной:
- отображено до 5 уровней разделов/подразделов (если требуется, то можно и больше);
- на скриншоте ниже видно, что в первой строке название раздела визуально выделено, а последующие аналогичные названия затемнены. Такие выделения делаются автоматически с помощью банального условного форматирования и значительно упрощают восприятие структуры сайта;
- можно отфильтровать так, чтобы отображались запросы только одного раздела или любого подраздела;
- есть возможность отсортировать запросы по частотности;
- можем легко скопировать список интересующих запросов и нам не придётся тащить за собой кучу разрозненных, не связанных между собой строк. Удобно, к примеру, собрать дополнительную статистику в других сервисах;
- видно, к какой странице какой запрос относится, можно отфильтровать запросы, относящиеся только к одной странице или к группе страниц.
Представление «Одна строка – одна страница»
Повторюсь, что предыдущее представление прекрасно подходит для работы с запросами, но как только нам необходимо добавить данные, относящиеся к странице, то возникает неудобство. И тут на помощь приходит представление «Одна строка – одна страница». Пишем небольшой скрипт, выбираем в меню Гугл таблиц пункт «Сгруппировать».
Посмотреть вложение 33826
Скрипт перебирает строки в нашей таблице и группирует все данные для каждого URL. Получается следующий вид:
Посмотреть вложение 33827
В этом виде данные указаны для каждого URL, то есть для каждой страницы.
Здесь:
- Данные разделов (цифра 1) – группируются
- Данные запросов (цифра 2 ) – объединяются в одно поле через запятую
- Адрес страницы URL (цифра 3) – группируются
- Данные по страницам (цифра 4) – группируются
- можно скопировать страницы списком (например, для проверки страниц в сервисе проверки уникальности);
- отметить факт выполнения какой-либо работы, относящейся к странице. Сюда можно добавить всё, что угодно: «Проверку на уникальность», «Проверку оптимизации текста», «Проверку индексации страниц» и т.д. Проверяете тексты по Закону Ципфа или пропускаете через сервис Главред? Добавьте новое поле и фиксируйте факт выполнения;
- копирайтер видит требуемые страницы, по которым еще не написан контент.
Таким образом, в одном файле все участники процесса видят сделанное и запланированное.
Если же нам понадобилось вернуться к представлению «Один строка – один запрос», но мы жмем «Разгруппировать» и возвращаемся к предыдущему виду
Посмотреть вложение 33829
Что мы получили в итоге?
У нас получилась многоуровневая карта релевантности, которая:
- хранится «в облаке» и не требует дополнительной синхронизации;
- позволяет удобно работать совместно;
- позволяет наглядно видеть всю структуру сайта;
- позволяет хранить информацию в разрезе запросов и одновременно с этим работать в разрезе страниц;
- с помощью скриптов можно менять представление данных в зависимости от потребностей каждого участника проекта;
- с помощью скриптов указать данные, относящиеся к странице только один раз, а для каждого запроса этой страницы данные продублируются автоматически;
- упрощает диалог с копирайтером. По сути карта является готовым ТЗ к каждой странице сайта;
- даёт всем участникам процесса видение общей картины проекта.