- Регистрация
- 19 Окт 2018
- Сообщения
- 26,132
- Реакции
- 4,222
Энциклопедия копирайтинга: уместна ли ненормативная лексика в текстах
Компания Head Hunter как-то решила провести на своем сайте опрос, чтобы узнать, специалисты в каких областях чаще всего матерятся. Занимательная статистика: «лидерами» диаграммы оказались маркетологи, рекламщики и IT-специалисты. Более 50% респондентов из этих сфер честно сознались, что грешат резким словцом на работе. А ведь именно они, можно сказать, и «создают» интернет.
Сегодня мы поговорим о том, уместно ли употребление нецензурщины в текстах, а также для чего ее используют авторы.
Что есть ненормативная лексика?
Ненормативная лексика – это обязательная составляющая языковой культуры, которая в том или ином виде всегда существовала и будет существовать. Ее популярность в обиходе во многом обусловлена изменениями в общественно-политической жизни страны, особенностями языковых диалектов или профессиональными «требованиями».
Многие ошибочно полагают, что ненормативная лексика = матерщина. Однако под это понятие попадают и жаргонизмы, диалектизмы, варваризмы, грубые и оскорбительные выражения. Мат является самой грубой и осуждаемой обществом разновидностью.
Стремительное развитие интернет-технологий дало не просто толчок, а увесистый пинок совершенствованию ненормативной лексики и ее проникновению во все сферы культурной жизни.
Какие слова считаются матом?
Тут все просто. За нас все решил Роскомнадзор и назвал матами 4 основных слова:
«Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».
На эти слова наложено официальное табу на публикацию в СМИ. Какие конкретно это выражения, мы писать не будем – догадайтесь сами. А если не можете, то счастливый вы человек.
Слова из списка «запрещенки» рождают десятки словоформ на все случаи жизни. А матерные мемчики и грубые цитаты известных «интернет-троллей» буквально выползают из мониторов и проникают в карманы все более юной публики. Так что за словами в карман лучше не лезть. Мало ли, какие достанешь.
В литературе, в отличие от интернета, непосредственно мат встречается не так часто. Тут можно вдоволь запастись жаргонизмами, диалектизмами и иными формами ненормативной лексики, не относящимися к мату.
«А как же классики?» – спросите вы.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г*вне,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
(В. Маяковский. Поэма «Во весь голос»)
Как знал! В XX веке обсценная лексика подвергалась цензуре и официально не признавалась приличным обществом. Однако это не мешало деятелям литературы создавать «неофициальные» произведения. Владимир Маяковский, известный своим бойким слогом, не раз давал жару непривычно острыми и порой вульгарными произведениями:
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бля*ям буду
подавать ананасную воду!
(Стихотворение «Вам»)
Непристойности от Владимира Владимировича пришлось, конечно, запикать.
Это не единственный русский поэт, который использовал ругательные выражения в своих текстах. Как и в художественных произведениях, в веб-копирайтинге иногда используется нецензурная лексика. С какой целью?
Функции бранных слов
Задумывались ли вы, что мат и прочие колкие словечки не просто так вырываются из уст и из-под клавиш? У них есть строго определенные функции. Ученые-лингвисты обозначили такие:
1. Повышение темпераментности речи (когда «хорошими» словами не передать).
2. Эмоциональная разрядка (работа, пятница, аврал).
3. Снижение болевого шока (это когда мизинчиком ударился).
4. Умышленное словесное унижение собеседника (ну тут все понятно).
5. Демонстрация раскованности и независимости (у школьников, например, случается).
6. Показательное пренебрежение запретами и правилами (тут тоже школьники, плюс бунтари).
7. Доказательство принадлежности к «своим» (все матерятся, и я матерюсь).
Также матерщина может быть признаком агрессии или демонстративного бесстрашия, желания показаться взрослее или просто недалекого ума.
Тогда встает естественный вопрос: какую функцию обсценная лексика будет выполнять в текстах?
Где и зачем нужен/не нужен мат?
Прелесть хорошего веб-копирайтинга в том, что каждое слово в нем выверено и несет определенный посыл целевой аудитории. Поэтому если автор решает сдобрить свои шедевры порцией отменного мата, значит, он считает, что его ЦА этого достойна и примет с радушием.
Где на просторах интернета можно встретить мат и жаргон:
Многие эксцентричные блогеры накручивают подписчиков именно благодаря своему из ряда вон выходящему поведению, которое выражается через «рукопись». Например, сегодня самая популярная страничка в Instagram в России принадлежит неординарной актрисе театра и кино Настасье Самбурской. Девушка не скупится на резкие выражения, в том числе в адрес своих «хейтеров», а под ее постами разворачиваются настоящие баталии.
Инга Смышляева, редактор-корректор «Риалвеб», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
К сожалению, нецензурная лексика в текстах в интернете - довольно частое явление. Один из примеров – блог известного российского дизайнера Артемия Лебедева, где мат не редкость. Более того, автор блога кичится этим. Или популярное сообщество ВКонтакте – группа MDK, у которой почти 8 млн подписчиков. Почти в каждой третьей записи этой группы встречается нецензурная брань. Подобных примеров множество, в том числе интервью публичных людей, а также высказывания эксцентричного музыканта Сергея Шнурова, отдельные фразы которого разобраны на цитаты среди молодого поколения.
Для чего мат звездам интернета и авторам популярных сообществ? Вероятно, они стремятся таким образом продемонстрировать отрицание общепринятых норм и запретов, с которыми они не согласны. Или просто используют мат как оружие массового фолловинга. Ненормативная лексика здесь четко демонстрирует эмоциональный окрас и основной посыл поста, а также создает задуманное автором впечатление о своей личности. Читатели постепенно привыкают к манере ведения блога и требуют новых порций «горячего» контента.
Специалисты в области социальных медиа иногда допускают использование нецензурной лексики в рекламных кампаниях. О том, уместно ли это сегодня, нам рассказал руководитель отдела SMM компании «Риалвеб» Павел Перец:
Ненормативная лексика в рамках рекламной кампании – это элемент черного пиара. Нельзя отрицать, что грубая форма подачи информации все-таки работает. Многие топовые блогеры раскручиваются именно благодаря дерзкому общению с аудиторией. При этом в жизни они воспитанные и далеко не глупые люди.
Однако не стоит забывать о риске улететь в бан при злоупотреблении агрессивными выпадами. Политика популярных социальных платформ не приветствует брань, публичные оскорбления и разжигание неприязни в постах и комментариях.
В работе с нашими клиентами мы не применяем подобные приемы по двум причинам.
Во-первых, солидные клиенты сами выступают категорически против использования ненормативной лексики. И даже зачастую просят не злоупотреблять жаргоном и разговорными выражениями, потому что хорошая репутация компании – один из важнейших факторов доверия потенциальных клиентов.
Во-вторых, это не наш метод. Грамотно выстроенная рекламная кампания окажется эффективной и без стимулирования активности аудитории грязными способами.
Черный пиар – тоже пиар. В современных реалиях он все же работает. Однако какую репутацию своей компании создать – решать вам.
Наказание за использование мата в СМИ и блогах
Употребление установленных Роскомнадзором матерных слов считается недопустимым для любых средств массовой информации и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.
А в 2014 году под «раздачу» попали блогеры, страничку которых ежедневно посещают свыше 3000 человек. Такие сайты были практически приравнены к СМИ, а владельцев ресурсов обязали соблюдать законодательство РФ, в частности, не публиковать материалы, содержащие нецензурную брань. За несоблюдение данного предписания может последовать уголовная, административная или иная ответственность, предусмотренная законом. Уполномоченные органы ведут реестр подобных ресурсов и имеют право запрашивать у блогеров необходимую для идентификации их личности информацию.
Таким образом, № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» максимально ограничивает нецензурную брань в публичных материалах и выступлениях, тем самым обеспечивая защиту несовершеннолетних от подобного рода чтива. Насколько эффективна эта политика, сложно пока сказать, потому что блоги, пестрящие нецензурщиной, и ныне там.
Инга Смышляева, редактор-корректор «Риалвеб», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Каждый из нас должен думать не только о себе, но и об окружающих. Я, как и другие представители филологического сообщества, считаю абсолютно недопустимым употребление нецензурных выражений именно в публичных материалах, рассчитанных на массовую аудиторию.
Ведь в русском языке огромное количество других, не менее эмоционально ярких слов, с помощью которых любой грамотный и воспитанный человек без труда сможет доходчиво донести свою мысль до любой аудитории.
На мой взгляд, употребление нецензурной брани никак не характеризует человека с положительной стороны, а говорит в первую очередь о его плохом воспитании и доле эгоизма.
Кстати, за устное использование мата в публичных местах также полагается административная ответственность.
Прайс на использование бранных слов для физических лиц:
Вывод
Итак, уместна ли ненормативная лексика в текстах? Уместна, если речь идет о жаргоне, диалектизмах или специфической профессиональной брани. В художественной литературе использование подобной лексики позволяет добиться наибольшей яркости образов и атмосферы, затащить читателя в пучину событий.
Также профессиональный жаргон и разговорные выражения можно использовать, если вам необходимо говорить на одном языке с читателями. Например, в тематических блогах.
Непосредственно мат неуместен в текстах, рассчитанных на широкую аудиторию.
Мат в рекламной кампании может испортить репутацию заказчика и исполнителя.
Несколько рекомендаций для авторов и владельцев сайтов:
1. Если вы пишете для широкой публики, то должны осознавать свою ответственность за последствия публикации и предсказывать возможную реакцию аудитории. Несоблюдение действующего законодательства может повлечь административную или уголовную ответственность.
2. Перед размещением материала, содержащего нецензурную брань, оцените ее с точки зрения функционала. Если передать нужное настроение можно и без крепких выражений, значит, не стоит их использовать. Это пустой словесный мусор.
3. Если вы все же допускаете на своем сайте публикации, содержащие ненормативную лексику, проявите уважение к аудитории и предупредите читателей о том, что они могут прочитать на сайте. Это можно сделать стандартными маркировками 16+, 18+, «контент содержит ненормативную лексику» или как-то иначе на ваше усмотрение. Если ваш ресурс не зарегистрирован в качестве СМИ, то закон вас не обязывает это делать. Однако забота о подрастающем поколении сыграет на руку вашему имиджу.
4. Мат и оскорбительные выражения в большинстве случаев негативно воспринимаются читателями и отбивают желание репостить ваши записи. Многие из них не хотят засорять подобным контентом свои стены. Негативное отношение к мату большей части населения России подтверждается результатами неоднократных опросов «Фонда общественного мнения». Хотите много репостов – фильтруйте текст.
И последнее. В интернет-пространстве уже порядком полно г*вна, не стоит его добавлять. Стремитесь создавать качественный и полезный контент, используя великий и могучий во всю мощь.
А как вы относитесь к употреблению ненормативной лексики в текстах? Делитесь своим мнением в комментариях.
Ольга Козаченко
Компания Head Hunter как-то решила провести на своем сайте опрос, чтобы узнать, специалисты в каких областях чаще всего матерятся. Занимательная статистика: «лидерами» диаграммы оказались маркетологи, рекламщики и IT-специалисты. Более 50% респондентов из этих сфер честно сознались, что грешат резким словцом на работе. А ведь именно они, можно сказать, и «создают» интернет.
Сегодня мы поговорим о том, уместно ли употребление нецензурщины в текстах, а также для чего ее используют авторы.
Что есть ненормативная лексика?
Ненормативная лексика – это обязательная составляющая языковой культуры, которая в том или ином виде всегда существовала и будет существовать. Ее популярность в обиходе во многом обусловлена изменениями в общественно-политической жизни страны, особенностями языковых диалектов или профессиональными «требованиями».
Многие ошибочно полагают, что ненормативная лексика = матерщина. Однако под это понятие попадают и жаргонизмы, диалектизмы, варваризмы, грубые и оскорбительные выражения. Мат является самой грубой и осуждаемой обществом разновидностью.
Стремительное развитие интернет-технологий дало не просто толчок, а увесистый пинок совершенствованию ненормативной лексики и ее проникновению во все сферы культурной жизни.
Какие слова считаются матом?
Тут все просто. За нас все решил Роскомнадзор и назвал матами 4 основных слова:
«Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».
На эти слова наложено официальное табу на публикацию в СМИ. Какие конкретно это выражения, мы писать не будем – догадайтесь сами. А если не можете, то счастливый вы человек.
Слова из списка «запрещенки» рождают десятки словоформ на все случаи жизни. А матерные мемчики и грубые цитаты известных «интернет-троллей» буквально выползают из мониторов и проникают в карманы все более юной публики. Так что за словами в карман лучше не лезть. Мало ли, какие достанешь.
В литературе, в отличие от интернета, непосредственно мат встречается не так часто. Тут можно вдоволь запастись жаргонизмами, диалектизмами и иными формами ненормативной лексики, не относящимися к мату.
«А как же классики?» – спросите вы.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г*вне,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
(В. Маяковский. Поэма «Во весь голос»)
Как знал! В XX веке обсценная лексика подвергалась цензуре и официально не признавалась приличным обществом. Однако это не мешало деятелям литературы создавать «неофициальные» произведения. Владимир Маяковский, известный своим бойким слогом, не раз давал жару непривычно острыми и порой вульгарными произведениями:
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бля*ям буду
подавать ананасную воду!
(Стихотворение «Вам»)
Непристойности от Владимира Владимировича пришлось, конечно, запикать.
Это не единственный русский поэт, который использовал ругательные выражения в своих текстах. Как и в художественных произведениях, в веб-копирайтинге иногда используется нецензурная лексика. С какой целью?
Функции бранных слов
Задумывались ли вы, что мат и прочие колкие словечки не просто так вырываются из уст и из-под клавиш? У них есть строго определенные функции. Ученые-лингвисты обозначили такие:
1. Повышение темпераментности речи (когда «хорошими» словами не передать).
2. Эмоциональная разрядка (работа, пятница, аврал).
3. Снижение болевого шока (это когда мизинчиком ударился).
4. Умышленное словесное унижение собеседника (ну тут все понятно).
5. Демонстрация раскованности и независимости (у школьников, например, случается).
6. Показательное пренебрежение запретами и правилами (тут тоже школьники, плюс бунтари).
7. Доказательство принадлежности к «своим» (все матерятся, и я матерюсь).
Также матерщина может быть признаком агрессии или демонстративного бесстрашия, желания показаться взрослее или просто недалекого ума.
Тогда встает естественный вопрос: какую функцию обсценная лексика будет выполнять в текстах?
Где и зачем нужен/не нужен мат?
Прелесть хорошего веб-копирайтинга в том, что каждое слово в нем выверено и несет определенный посыл целевой аудитории. Поэтому если автор решает сдобрить свои шедевры порцией отменного мата, значит, он считает, что его ЦА этого достойна и примет с радушием.
Где на просторах интернета можно встретить мат и жаргон:
- в личных или корпоративных блогах;
- в постах и комментариях в социальных сетях;
- в описаниях видеороликов на ютубе;
- в тематических статьях для «своих»;
- на личных сайтах пользователей;
- на форумах.
Многие эксцентричные блогеры накручивают подписчиков именно благодаря своему из ряда вон выходящему поведению, которое выражается через «рукопись». Например, сегодня самая популярная страничка в Instagram в России принадлежит неординарной актрисе театра и кино Настасье Самбурской. Девушка не скупится на резкие выражения, в том числе в адрес своих «хейтеров», а под ее постами разворачиваются настоящие баталии.
Инга Смышляева, редактор-корректор «Риалвеб», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
К сожалению, нецензурная лексика в текстах в интернете - довольно частое явление. Один из примеров – блог известного российского дизайнера Артемия Лебедева, где мат не редкость. Более того, автор блога кичится этим. Или популярное сообщество ВКонтакте – группа MDK, у которой почти 8 млн подписчиков. Почти в каждой третьей записи этой группы встречается нецензурная брань. Подобных примеров множество, в том числе интервью публичных людей, а также высказывания эксцентричного музыканта Сергея Шнурова, отдельные фразы которого разобраны на цитаты среди молодого поколения.
Для чего мат звездам интернета и авторам популярных сообществ? Вероятно, они стремятся таким образом продемонстрировать отрицание общепринятых норм и запретов, с которыми они не согласны. Или просто используют мат как оружие массового фолловинга. Ненормативная лексика здесь четко демонстрирует эмоциональный окрас и основной посыл поста, а также создает задуманное автором впечатление о своей личности. Читатели постепенно привыкают к манере ведения блога и требуют новых порций «горячего» контента.
Специалисты в области социальных медиа иногда допускают использование нецензурной лексики в рекламных кампаниях. О том, уместно ли это сегодня, нам рассказал руководитель отдела SMM компании «Риалвеб» Павел Перец:
Ненормативная лексика в рамках рекламной кампании – это элемент черного пиара. Нельзя отрицать, что грубая форма подачи информации все-таки работает. Многие топовые блогеры раскручиваются именно благодаря дерзкому общению с аудиторией. При этом в жизни они воспитанные и далеко не глупые люди.
Однако не стоит забывать о риске улететь в бан при злоупотреблении агрессивными выпадами. Политика популярных социальных платформ не приветствует брань, публичные оскорбления и разжигание неприязни в постах и комментариях.
В работе с нашими клиентами мы не применяем подобные приемы по двум причинам.
Во-первых, солидные клиенты сами выступают категорически против использования ненормативной лексики. И даже зачастую просят не злоупотреблять жаргоном и разговорными выражениями, потому что хорошая репутация компании – один из важнейших факторов доверия потенциальных клиентов.
Во-вторых, это не наш метод. Грамотно выстроенная рекламная кампания окажется эффективной и без стимулирования активности аудитории грязными способами.
Черный пиар – тоже пиар. В современных реалиях он все же работает. Однако какую репутацию своей компании создать – решать вам.
Наказание за использование мата в СМИ и блогах
Употребление установленных Роскомнадзором матерных слов считается недопустимым для любых средств массовой информации и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.
А в 2014 году под «раздачу» попали блогеры, страничку которых ежедневно посещают свыше 3000 человек. Такие сайты были практически приравнены к СМИ, а владельцев ресурсов обязали соблюдать законодательство РФ, в частности, не публиковать материалы, содержащие нецензурную брань. За несоблюдение данного предписания может последовать уголовная, административная или иная ответственность, предусмотренная законом. Уполномоченные органы ведут реестр подобных ресурсов и имеют право запрашивать у блогеров необходимую для идентификации их личности информацию.
Таким образом, № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» максимально ограничивает нецензурную брань в публичных материалах и выступлениях, тем самым обеспечивая защиту несовершеннолетних от подобного рода чтива. Насколько эффективна эта политика, сложно пока сказать, потому что блоги, пестрящие нецензурщиной, и ныне там.
Инга Смышляева, редактор-корректор «Риалвеб», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Каждый из нас должен думать не только о себе, но и об окружающих. Я, как и другие представители филологического сообщества, считаю абсолютно недопустимым употребление нецензурных выражений именно в публичных материалах, рассчитанных на массовую аудиторию.
Ведь в русском языке огромное количество других, не менее эмоционально ярких слов, с помощью которых любой грамотный и воспитанный человек без труда сможет доходчиво донести свою мысль до любой аудитории.
На мой взгляд, употребление нецензурной брани никак не характеризует человека с положительной стороны, а говорит в первую очередь о его плохом воспитании и доле эгоизма.
Кстати, за устное использование мата в публичных местах также полагается административная ответственность.
Прайс на использование бранных слов для физических лиц:
- в общественном месте: 500-2500 руб. или арест до 15 суток;
- на массовом мероприятии: от 500 до 2500 руб. или арест до 15 суток для исполнителей/зрителей; 2000-2500 руб. для организатора (который никого не обзывал, но допустил) и до 5000 руб. для рецидивистов;
- личное оскорбление: 1000-3000 руб. в частной беседе; 3000-5000 руб. за публичное высказывание.
Вывод
Итак, уместна ли ненормативная лексика в текстах? Уместна, если речь идет о жаргоне, диалектизмах или специфической профессиональной брани. В художественной литературе использование подобной лексики позволяет добиться наибольшей яркости образов и атмосферы, затащить читателя в пучину событий.
Также профессиональный жаргон и разговорные выражения можно использовать, если вам необходимо говорить на одном языке с читателями. Например, в тематических блогах.
Непосредственно мат неуместен в текстах, рассчитанных на широкую аудиторию.
Мат в рекламной кампании может испортить репутацию заказчика и исполнителя.
Несколько рекомендаций для авторов и владельцев сайтов:
1. Если вы пишете для широкой публики, то должны осознавать свою ответственность за последствия публикации и предсказывать возможную реакцию аудитории. Несоблюдение действующего законодательства может повлечь административную или уголовную ответственность.
2. Перед размещением материала, содержащего нецензурную брань, оцените ее с точки зрения функционала. Если передать нужное настроение можно и без крепких выражений, значит, не стоит их использовать. Это пустой словесный мусор.
3. Если вы все же допускаете на своем сайте публикации, содержащие ненормативную лексику, проявите уважение к аудитории и предупредите читателей о том, что они могут прочитать на сайте. Это можно сделать стандартными маркировками 16+, 18+, «контент содержит ненормативную лексику» или как-то иначе на ваше усмотрение. Если ваш ресурс не зарегистрирован в качестве СМИ, то закон вас не обязывает это делать. Однако забота о подрастающем поколении сыграет на руку вашему имиджу.
4. Мат и оскорбительные выражения в большинстве случаев негативно воспринимаются читателями и отбивают желание репостить ваши записи. Многие из них не хотят засорять подобным контентом свои стены. Негативное отношение к мату большей части населения России подтверждается результатами неоднократных опросов «Фонда общественного мнения». Хотите много репостов – фильтруйте текст.
И последнее. В интернет-пространстве уже порядком полно г*вна, не стоит его добавлять. Стремитесь создавать качественный и полезный контент, используя великий и могучий во всю мощь.
А как вы относитесь к употреблению ненормативной лексики в текстах? Делитесь своим мнением в комментариях.
Ольга Козаченко